О незрячих героях блокадного Ленинграда:
С началом войны в осаждённом городе остро не хватало радиолокаторов. Тогда командование сделало неожиданный шаг — призвало слепых. Их слух был оружием.
Незрячие бойцы различали гул вражеских самолётов за 10–15 км, определяли тип и направление. Музыканты, подростки, ослепшие солдаты — они стали «ушами» Ленинграда. «Слухачи» работали на грани жизни: металл звукоулавливателя примерзал к рукам — но они не снимали его. Пропустить врага было страшнее.
Голодные, они спали прямо на посту, потому что не было сил дойти домой. И каждая смена могла стать последней – за акустическими постами немцы охотились специально. Уже после войны поисковики и активисты ВОС по крупицам собирали информацию о героях, часть документов хранится в музеях ВОС в Москве и Санкт-Петербурге. И вот лишь несколько историй, от которых сжимается сердце:
Иван Терентьев
Ослеп в 1941-м при бомбёжке. На слух определял не только тип самолёта, но и количество моторов. После войны настраивал пианино — дарил музыку вместо войны.
Анна Козлова
Единственная женщина-«слухач», чьё имя сохранилось. Певица, слух которой улавливал врага на 3 минуты раньше зрячих. Погибла в 42-м — пост разбомбили…
Пятеро безымянных подростков
Воспитанники интерната № 1 для слепых. В январе 1942-го, уже с дистрофией, продолжали дежурить на Исаакиевском соборе. До последнего вздоха…Долгие годы об этих героях почти не говорили. Но сейчас правда возвращается.
В 2020 году при поддержке Всероссийского общества слепых установлена мемориальная доска на школе-интернате №1. А 27 января 2023-го — в сквере на Малой Охте открыли трогательный памятник — бронзовый «слухач» замер, прислушиваясь к мирному небу.

В 2024 году участники II Всероссийского форума ВОС «Мир другими глазами» возложили цветы к монументу. Среди них был и Петр Носов , председатель Ханты-Мансийской РО ВОС . Говорит, что это очень важно — лично прикоснуться к памяти тех, кто слышал Победу раньше всех.

Сегодня подвиг слепых слухачей напоминает нам: иногда, чтобы разглядеть героя, нужно закрыть глаза и услышать шёпот истории. Ведь память живёт не только в том, что мы видим, но и в том, что способны лишь расслышать. Но надо чутко слышать, как те слухачи…
Мы помним. Мы гордимся.