С 2012 года в России действует Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» (ЦСМ РЖД).
На сегодняшний день более 520 станций по всей России готовы оказать помощь инвалидам на ЖД вокзалах.
Пассажиры с ограниченными физическими возможностями могут воспользоваться услугами, предоставляемыми им сотрудниками Центра содействия мобильности на вокзалах.
Центр принимает заявки на следующие услуги:
- помощь на вокзалах пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения;
- резервирование мест для инвалидов в поездах дальнего следования и скоростных поездах;
- регистрация инвалидов-колясочников на сайте ОАО «РЖД» для продажи электронных билетов в поездах дальнего следования и скоростных поездах;
- включение в состав пассажирского поезда вагона с местами для инвалидов.
Заявку могут подать инвалиды I и II группы:
- с проблемами опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающиеся на коляске, а также с помощью костылей, ходунков и иных технических средств передвижения;
- с нарушением зрения;
- с нарушением слуха;
- пассажиры на носилках.
Оформить заявку можно круглосуточно по бесплатному номеру – 8-800-755-00-00 добавочный 1 (в тоновом режиме) или по электронному адресу info@rzd.ru не позже чем за сутки до предстоящей поездки.
Полный список вокзалов, готовых оказать услугу «инвалид на вокзале», можно узнать у оператора call-центра.
На вокзале сотрудниками Службы содействия мобильности могут быть оказаны следующие услуги:
- встреча инвалида на территории вокзала;
- сопровождение от/до машины по территории вокзального комплекса;
- оказание помощи при оформлении билетов, пользовании камерой хранения и т. д.;
- предоставление места на вокзале для инвалида на время ожидания машины или такси;
- предоставление кресла-коляски или костылей, ходунков, трости и т. п. для передвижения по территории вокзала;
- помощь при перемещении ручной клади размером до 180 см (по сумме трех измерений), эта услуга для инвалидов бесплатна;
- оказание помощи инвалиду по зрению при выгуле собаки-проводника;
- содействие при посадке (высадке) в поезда дальнего следования.
При прибытии пассажира с инвалидностью сотрудники Службы содействия мобильности готовы:
- встретить инвалида на перроне;
- помочь с высадкой из вагона;
- при необходимости сопроводить его до туалетной комнаты для инвалидов;
- сопроводить его до камеры хранения;
- помочь при перемещении ручной клади;
- сопроводить его по территории вокзала до машины или стоянки такси;
- вызвать носильщика и сопроводить багаж инвалида до выхода с территории вокзала либо до машины;
- при необходимости помочь с посадкой на другой поезд дальнего следования, если пассажир следует транзитом.
Важно помнить, что сотрудники Службы сопровождения не являются медицинскими работниками и не могут:
- неотлучно находиться при инвалиде во время поездки или ожидания поезда;
- принимать личные вещи инвалида или денежные средства с целью передачи кому-либо;
- обеспечивать бытовой уход за инвалидом или проводить медицинские процедуры в отношении пассажира с инвалидностью.