Главная Новости Cтатья Мой мир – женщины и дети

Мой мир – женщины и дети

Сотрудницы Ханты-Мансийской РО ВОС
Сотрудницы Ханты-Мансийской РО ВОС

Мария Федоровна Заварухина всю жизнь прожила в Ханты-Мансийске. Застала времена, когда только начал застраиваться поселок Остяко-Вогульск. 

37 лет своей жизни она отдала Окружной клинической больнице, проработав акушером в родильном отделении, где через ее руки прошли тысячи новорожденных детей.

А также она уже 23 года как состоит в обществе слепых. Вступила туда еще до того, как организация стала называться Ханты-Мансийская РО ВОС.

4 ноября Марии Федоровне исполняется 90 лет. И, несмотря на возраст, она до сих пор сохраняет доброе здравие, не унывает и всегда улыбается. 

Помню город еще поселком

Родители Марии Заварухиной – ссыльные из города Ишим, а Маша родилась уже в дороге, в городе Верхняя Тура, Свердловской области. Спустя 8 месяцев и несколько рабочих остановок в других поселениях, семья приехала в Ханты-Мансийск, где окончательно и поселилась. 

«Я помню Ханты-Мансийск еще поселком. В Самарово пешком ходили в песке по колено, машин практически не видели. А если встречались тротуары, то деревянные, либо же просто доски клали через грязь. Сейчас, конечно, город не узнать», – вспоминала Мария Федоровна.   

Постепенно, новоиспеченные жители начали обживаться, отец Марии Федоровны построил дом возле первой школы.

«Все рядышком с центром было. И баня рядом и магазины. А когда ходили в школу, мы с братом и сестрой всегда перепрыгивали наш забор, чтобы сократить путь. Мы как раз учились в школе №1», – уточнила наша собеседница. 

Доктором называли

В 1949 году Мария Федоровна поступила в Фельдшерскую акушерскую школу (ФАШ), Как-то раз, юная Мария попала на прием к детскому врачу, которая ей сказала: «Маша, ты бы пошла в медицину, чтобы самой не часто не болеть». И девушке почему-то запомнились эти слова, которые и определили ее дальнейшую жизнь. В итоге она окончила фельдшерскую школу в 1951 году, а после – ее распределили в село Корлики, Нижневартовского района, где Мария Федоровна проработала пять лет фельдшером. Причем, в большинстве своем приходилось работать с хантами. Девушка не понимала их языка и училась на ходу. 

«Приехала туда и как вспомню, до сих пор мурашки по коже, насколько было все удивительно для меня. Стоит хантыйский чум и хороший дом неподалеку, но никто там [в доме] из хантов жить не хочет. Тогда они посмеивались над нами: «Ой, да что мы будем за столом кушать, нам на полу удобно». Первый год был трудный, но благо со мной санитарка Тюнька работала, которая и помогала мне наладить общение с местными. Сама она русская, но хантов всех знала. И постепенно я тоже научилась их понимать. Рассказывали, как у них все болит. Часто приезжали ко мне со вшами – я их дустом и медом намажу, ой, как они это любили. Доктором меня называли. Рыбой кормили, щукой и патонкой. Сейчас мне не хватает такой вкусной рыбы, но где же ее достать», – рассказала Мария Федоровна. 

Таких надо к детям

В 1956 году Мария вернулась в Ханты-Мансийск и устроилась работать в Окружную клиническую больницу. Тогда было лето, и многие акушеры были в отпуске, которых как раз и подменяла наша героиня. В итоге в родильном отделении и осталась. 

«Как мне сказали – таких ответственных как ты, надо в роддом, к детям!».

И вышла на пенсию Мария Федоровна только в 1988 году, по состоянию здоровья.

«Всю жизнь проработала в роддоме. Если бы не ноги, работала бы, кажется, и по сей день. Но мне уже хирург наш говорил: «Мария Федоровна, бросайте работу, будете продолжать, добьете себя и не сможете потом даже обслужить себя». Я очень любила свою работу, насколько я ее знаю, что не могу даже описать. «Мой мир – женщины и дети» – так я всем говорю! И как же я плакала, ох, как плакала, когда уходила на пенсию», – поделилась наша собеседница. 

В 1987 ей выдали квартиру от работы. Тогда квартиры мало кому раздавали, но Мария Федоровна оказалась в числе счастливчиков. Там она прожила более 30 лет.

«Квартира находилась возле биатлонного центра, тогда там все медики жили  – одна большая, дружная семья, где тебе всегда помогут. Около шести лет назад дом снесли, а я переехала на ул. Анны-Коньковой. 

Без дела не сидела

Практически все время она посвящала только работе, других хобби практически не было, но всегда любила работать руками: ухаживала за маленьким огородиком и вышивала. 

«Дома половики и коврики вязала. От знакомых всегда было много заявок: «Свяжи, вспоминать тебя будем». Как-то раз за короткое время связала около сотни ковриков. В общем, без дела не сидела. А еще, так как мой муж был рыбаком, он всегда звал меня с собой порыбачить», – пояснила Мария Федоровна. 

Сейчас, в связи с пандемией, наша героиня не выходит дома. Проживает она одна: дочка, внуки и даже правнуки давно разъехались кто куда, но про бабушку не забывают. Компанию Марии Заварухиной сейчас составляет кошечка Люся, да подруги, в частности близкая – Тамара Константиновна, которая постоянно звонит и переживает за нее. И, несмотря на почтенный возраст, Мария Федоровна без проблем заботиться о себе.

Не забывают про нее и местное отделение общества слепых в Ханты-Мансийске, в котором наша героиня состоит уже 23 года. 

«Звонили недавно, как ситуации с пандемией спокойнее была, приглашали на мероприятие. В итоге приехали ко мне сами, поздравили с праздником. Они для меня почти как вторая семья», – уточнила она. 

Страшное время

Ну и, конечно, нужно упомянуть о том, что Мария Федоровна Заварухина успешно прошла период Великой Отечественной войны, как труженица тыла. Ветеран не любит вспоминать те времена, ведь вспоминается только одно – страшный голод. 

«Еле живые остались с братом. Есть совсем было нечего. Мама тогда уходила к нашей бабушке, помогала в хозяйстве и старалась что-то приносить из еды нам. Отца тогда рядом не было – ушел в трудовую армию.  Мы с братом вдвоем оставались одни, ему на начало войны было пять лет. Такой интересный был, как-то рано утром встанет и говорит: «Я пошел на колхозное поле, может, картошечки принесу!». Возвращается радостный, с маленьким ведерком:

– Вот! – протягивает.

– Так тут одно гнилье! 

– А ты помой несколько раз, помой, сваришь!

Как мы бедно жили, страшно представить. Еще год бы продлилась война, и мы бы не выжили», – рассказала Мария Федоровна Заварухина. 

Много чего происходило в жизни нашей героини, как хорошего, так и не очень. Она практически уже век проживает в Ханты-Мансийске и много жителей города пришли в этот мир через ее руки. И вот, Марии Федоровне уже исполнилось 90 лет. От всего сердца поздравляем ее с юбилеем, желаем ей крепчайшего здоровья и всего наилучшего! 

Автор: Евгений Дюмин